Медийный футбол в России переживает времена своего расцвета. «Амкал» и 2Drots дебютировали в кубке, собрав аншлаг на стадионах. Более того любители показали, что могут на равных сражаться с профессионалами из Второй лиги.
Но в чем причина популярности медиафутбола? Почему любители, снимающие блоги, интересуют молодежь больше, чем профессиональные клубы? Именно об этом феномене и пойдет речь в данной статье.
Главная проблема российского футбола
Корень популярности медиафутбола кроется в системе финансирования российского футбола. Клубы живут за счет дотаций из региональных бюджетов. В результате у руководства команд нет задачи заработать — нужно лишь освоить выделенный бюджет.
Зарубежные клубы зарабатывают на продаже билетов и атрибутики, а также за счет успешных трансферов и призовых выплат.
Чтобы выжить, им приходится работать с болельщиками и стараться занять достойное место в чемпионате.
У отечественных коллективов такой проблемы нет. Пустые трибуны и место в подвале таблицы ФНЛ не поставят крест на существовании клуба — региональные власти все равно выделят деньги на «популяризацию спорта». В таких тепличных условиях невозможно никакое развитие.
Медийные команды делают то, чем не занимаются «профессионалы»
Если у московских грандов и «Зенита» исторически сложилась крупная фанатская база, то условный «Рубин» не может этим похвастать, поэтому и выступает на новейшем стадионе с пустыми трибунами. Мало какой болельщик пойдет на игру РПЛ с командой из второй половины таблицы, а тем более на матч Первой лиги, если не работать над его привлечением.
И что в таких условиях делать мальчишкам из регионов? Откуда взяться любви к команде из своего города?
Раньше привязанность к команде передавалась из поколения в поколение. Теперь же такая преемственность осталась разве что у «Спартака». Сегодня футбольная молодежь ищет кумиров в сети, а здесь профессионалы проигрывают медийным командам по всем фронтам.
Битва поколений
Откроем комментарии под статьями и видео о матчах «Амкала» и 2Drots в Кубке России. Молодежь восторгается результатами любителей, желая им успехов. Старшее поколение называет происходящее цирком и указывает на то, что игроки медийных команд прошли школу в лучших клубах страны.
Но футбол зачастую начинается с низов. Как можно поддерживать условные «Зоркий», «Чертаново», «Текстильщик» или «Тверь», если те проигрывают медийным командам, причем не только по привлечению болельщиков, но и на футбольном поле.
Как говорится, критикуешь — предлагай. Если происходящее в кубке — цирк, то у него должна быть альтернатива.
«Амкал» и 2Drots — не единственные медийные команды
Безусловно, некоторые региональные профессиональные команды могут привлечь молодежь. Воронежский «Факел» зажег на первых домашних турах, «Алания» традиционно собирает полные трибуны, но здесь в плюс идут национальные особенности. Но отметим другие клубы — «Красаву» и «Сахалинец» из Второй лиги.
Первый клуб по политическим причинам уже переехал на Кипр, а второй только получил профессиональный статус и уже собирает полные трибуны, параллельно идя на первом месте в своей подгруппе. Главное, что объединяет эти команды — они были созданы блогерами-миллионниками Евгением Савиным и Михаилом Литвиным.
И это только верхушка медийного футбола. Главные любительские клубы страны выступают в Московском кубке селебрити и Медийной футбольной лиге.
Перечислю не команды, а имена некоторых профессиональных футболистов, которые в них выступают — Глушаков, Филимонов, Самедов, Дьяков, Ещенко и Тарасов, а комментируют игры эксперты «Матч ТВ».
И добавлю немного фактов и цифр: в этих турнирах есть ВАР, чем не может похвастаться ФНЛ, организация одного матча обходится в 500 тысяч рублей, каждую игру снимают 13 камер, а онлайн-аудитория в среднем колеблется в районе 60 000 человек. Финальную встречу последнего МКС на трибунах посмотрели 11 000 зрителей, а в сети еще 589 000 — недостижимый уровень для Первой и Второй лиг.
Медиафутбол в России зародился давно
Еще в 1991 году была основана медийная команда «Старко». Причем здесь для рядового болельщика фамилии были на порядок громче: Илья Авербух, Марат Башаров, Влад Топалов, Виктор Гусев, Дмитрий Харатьян, Дмитрий Маликов, Эдгард Запашный, Михаил Гребенщиков, Ираклий Пирцхалава, Виктор Зинчук, Виктор Гусев, Валерий Сюткин — звезды на любой вкус и это далеко не полный список.
Та команда играла массу благотворительных матчей и даже приняла участие в чемпионате мира по футболу среди артистов.
Всего за плечами коллектива около 400 игр в 80 регионах России и СНГ, а также некоторых странах Европы.
Прообраз современного российского медиафутбола
«Амкал» создавался как российский аналог британского «Хэштег Юнайтед». Более того, он идет по тому же пути — британский блогерский клуб сначала играл выставочные матчи, а позже присоединился к системе Английской футбольной лиги и получил профессиональный статус. Сегодня команда выступает в восьмом дивизионе, занимая там место в середине таблицы.
За плечами «Хэштег Юнайтед» игра на Уэмбли и Этихад Стэдиум — «Амкал» же играл на многих крупных аренах России.
Вот только на профессиональные игры команды в Британии ходят не более 200 человек: все-таки вариантов для просмотра на Туманном Альбионе куда больше, чем у нас.
Поэтому, кто знает, быть может на волне успеха «Амкал» заявится во Вторую лигу и, вполне возможно, заработает повышение в ФНЛ.
Тем более, в России тебе не нужно проходить десять дивизионов на пути к элите — их всего лишь три.
Медийные команды выполняют свою главную задачу: привлекают молодежь к футболу и это круто.
⚽️ Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Группу ВКонтакте, там много интересного контента! 👉 Если есть какие-то вопросы, задавайте их в комментариях.